Как проверить и отремонтировать блок фонарей

Во многих современных автомобилях осветительные приборы объединяются в блоки. Производство блоков вызывает меньше трудностей, в отличие от производства отдельных компонентов.

Тем не менее, установка, замена и починка блоков - это дорогой и трудоемкий процесс.

Возможные проблемы

Как правило, замена блоков требуется в том случае, если они были повреждены в результате ДТП. Блоки фонарей устанавливаются преимущественно сзади, а потому в ДТП они страдают в первую очередь.

Кроме того, блок необходимо снять, если внутри колпаков накопился конденсат. Это может быть вызвано протеканием изолирующей прокладки или засорением отверстий, предназначенных для оттока воды.

Если воду не слить, она быстро превратится в слизь, и осветительные приборы перестанут выполнять свои функции. При соприкосновении воды с электрическими контактами прибора контакты ржавеют и препятствуют прохождению тока, в результате осветительный прибор перестает светиться.

Перед началом работ с блоком фонарей определите его тип, т.к. этот фактор определяет подход к работе.

Сменные детали

Новые колпаки, как правило, стоять довольно дорого, поэтому рекомендуется приобрести его у старьевщика или поискать на местной свалке. При подборе следует помнить, что колпак может быть предназначен только для левой или только для правой стороны.

Если поломка кроется в съемном патроне, его также можно приобрести отдельно.

Как снять блок фонарей старого типа

Осторожно ослабьте болты, удерживающие колпак. Если болты не проворачиваются, смажьте их пропиточным маслом.

Поднимите колпак. В большинстве случаев под колпаком находится прокладка. Постарайтесь не порвать ее.

Определите, каким образом блок фонарей крепится к кузову автомобиля. Ослабьте крепления. Постарайтесь не потерять прокладки и шайбы.

Если на этом этапе блок по-прежнему подключен к проводам, отодвиньте его подальше, чтобы иметь возможность разомкнуть соединения и полностью снять блок.

Старые и новые блоки фонарей

В старых блоках (справа) колпак, как правило, крепится болтами снаружи, и его можно снять отдельно.

При этом проводка устроена так, что каждый патрон подключен к отдельному проводу, и патроны можно извлечь, не размыкая соединений.

Новые блоки (слева) устроены немного сложнее. Зачастую колпак крепится изнутри, поэтому перед разборкой приходится снимать весь блок.

Некоторые производители выпускают литые колпаки. Если такой колпак треснет, вам придется заменить весь блок.

Как снять блок нового типа?

Снимите все балансировочные щитки (если таковые имеются).

Снимите балансировочные щитки, прикрывающие заднюю часть блока фонарей. Щитки могут находиться в заднем отделении или у задней двери. Отключите аккумулятор и извлеките многоштырьковой разъем блока фонарей.

Отключите от блока многоштырьковой разъем.

Отыщите места крепления и удалите все болты, гайки и шайбы. Помните, что болты бывают разной длины. Осторожно потяните блок на себя, чтобы отделить его от кузова.

Открутите винты, удерживающие блок в корпусе.

Простые блоки

В простейших блоках колпаки удерживаются на месте винтиками, которые проходят насквозь. Для того чтобы снять колпак, необходимо открутить эти винтики, предварительно приняв меры предосторожности.

Производители могут использовать винты разных типов (в частности, Позидрив и Филлипс), поэтому вам понадобится подходящая отвертка. Помните, что хрупкие винты часто обламываются, особенно если они сильно проржавели, или вы используете отвертку неподходящего типа или размера.

Если вы не можете извлечь винт, смажьте его пропиточным маслом и оставьте на некоторое время, а затем попробуйте снова. После извлечения всех винтов осторожно уберите колпак.

Патроны, выполненные в виде панели.

После этого следует поискать фиксирующие винты на корпусе блока. Если вам удалось найти винты, извлеките их с помощью отвертки. Перед этим необходимо отключить аккумулятор и убрать проводку подальше от патронов. Без винтов блок должен легко отделяться от кузова без ламп и патронов.

Если вы не видите винты или не можете отключить проводку, вам придется дополнительно разобрать блок, чтобы извлечь его. Процесс аналогичен описанному выше.

Чистка колпаков

Чистка колпаков производится с помощью мыльной воды и старой мягкой зубной щетки.

Аккуратно удалите всю грязь и пыль из колпака. Посеребренные поверхности рядом с лампами чистятся аналогичным образом. Не трите их слишком сильно, чтобы не повредить напыление.

Перед сборкой убедитесь, что внутренняя поверхность колпака и патроны успели полностью высохнуть.

Сложные блоки

В блоках с более сложной конструкцией колпак крепится изнутри. На внешней поверхности отсутствуют винты, поэтому для снятия колпака или проверки блока придется полностью отделить его от кузова.

Откройте заднее отделение или заднюю дверь, чтобы добраться до задней панели блока. В некоторых случаях она прикрывается балансировочным щитком. Снимите щиток и осмотрите панель. Скорее всего, она крепится одним или двумя простыми гайками-барашками или поворотными кнопками, которые можно снять руками. Если вам требуется дополнительная информация о замене патронов, обратитесь к руководству по эксплуатации автомобиля.

Проводка

Перед началом работы отключите аккумулятор. Определите способ крепления проводки к блоку.

В старых блоках предусмотрены отдельные провода, ведущие к каждому патрону. Не исключено, что вам удастся вытянуть патроны, не отключая провода. Если это невозможно, перед разборкой промаркируйте провода, чтобы впоследствии не запутаться.

В новых блоках можно увидеть многоштырьковые разъемы. Одни плотно прилегают к контактам и отключаются вручную. Другие жестко крепятся к корпусу блока, и для отключения необходимо нажимать на ушки зажимов.

Если вы не можете добраться до задней панели блока, проводку удастся отключить только после его разборки и отделения от кузова.

 

Крепления

Определите местонахождение основных креплений. Вертикальные блоки, как правило, крепятся сверху и снизу, а горизонтальные - со всех сторон. Крепление может представлять собой болт или винт, проходящий через блок. Болты могут быть снабжены небольшими гайками, которые регулируют плотность прилегания блока.

Снимите крепления и осторожно извлеките блок. Возможно, его придется немного повернуть. Постарайтесь не повредить прокладку, которая обычно находится между блоком и кузовом. Отключите проводку, если вы не сделали этого раньше.

Внимательно осмотрите заднюю часть блока и найдите винты, удерживающие колпак. Открутите их. Если вы заметили, что винты обладают разной длиной, промаркируйте их. Отделите колпак от блока.

Как просверлить дренажное отверстие?

Если вы заметили, что блок быстро наполняется водой, вы можете решить эту проблему, просверлив в колпаке дополнительные дренажные отверстия.

Снимите колпак и осторожно просверлите дополнительные отверстия по нижнему краю. Используйте сверло диаметром не более 2 мм. Перед началом работ сделайте на колпаке отметку, чтобы сверло не соскальзывало.

Проверяйте отверстия раз в полгода, при необходимости прочищайте их булавкой.

Профилактические работы

Поправьте форму дорожек с помощью небольшой отвертки.

Сняв блок, вы можете провести ряд проверок, чтобы убедиться в его работоспособности.

Начните с осмотра контактов на наличии ржавчины. Внутри многоштырьковых разъемов есть небольшие металлические токопроводящие дорожки. Если вы заметили, что эти дорожки погнулись, можете выпрямить их маленькой отверткой.

Обычные провода (включая провода заземления) чистят наждачкой. После очистке покройте их вазелином, чтобы ржавчина распространялась помедленнее.

В некоторых блоках для подключения многоштырьковых разъемов к патронам используются печатные схемы. Для проверки питания схем используются контрольные лампы. При возникновении неполадок схему придется заменить.

В других блоках разъемы соединяются с патронами металлическими элементами. Эти элементы очень похожи на обычные клеммы-вилки, и порядок работы с ними аналогичен.

Используйте наждачную бумагу, чтобы убрать следы ржавчины.

Проверьте целостность печатной схемы с помощью контрольной лампы.

Уплотнительные прокладки

Извлекая колпак из блока, будьте предельно аккуратны. Если до этого прокладка ни разу не двигалась с места, она могла присохнуть.

Похлопайте по креплению пальцами, чтобы отлепить прокладку от колпака. Осторожно поднимите колпак, стараясь не порвать прокладку.

Если сохранить целостность прокладки не удастся, придется покупать новую. Новые прокладки продаются в салонах производителей автомобилей. Кроме того, при необходимости прокладку можно заменить герметиком.

Сборка

Процесс сборки повторяет процесс разборки в обратном порядке. Старайтесь не затягивать болты слишком сильно, чтобы они не врезались в пластик, и тот не трескался.

Многоштырьковые разъемы обычно снабжаются выемками, чтобы их нельзя было подключить неправильной стороной. Включайте аккумулятор только после окончания работ с проводкой. Поверните ключ зажигания и проверьте работоспособность всех фонарей. Попросите помощника несколько раз включить и выключить зажигание, чтобы понаблюдать за процессом со стороны.