Как проверить автомобильный аккумулятор

Если на приборной панели вашего автомобиля есть амперметр, вы сможете проверить правильность работы системы зарядки. Показателем эффективности служит разница между количеством заряда, получаемого аккумулятором, и количеством расходуемого заряда.

Индикатор состояния аккумулятора определяет факт зарядки по росту напряжения в системе. Он не показывает величину тока заряда, несмотря на то, что любой рост напряжения обычно говорит о том, что заряда достаточно.

В некоторых автомобилях есть только аварийная сигнализация зажигания - небольшая красная лампочка, мигание которой свидетельствует о том, что генератор производит электричество. Тем не менее, по ней нельзя судить о количестве заряда. Любое нестандартное поведение сигнальной лампы говорит о наличии неисправности.

Перед проверкой системы зарядки убедитесь в исправности аккумулятора, неполадки в котором могут иметь те же симптомы, что и неполадки в генераторе.

Если двигатель не вращается, осмотрите стартерный мотор, соленоид и провода заземления.

Ищите неплотные места неплотного контакта, а также загрязнившиеся или заржавевшие клеммы. Очистите контакты и клеммы, промыв их горячей водой. Не смазывайте их обычным маслом. Используйте технический вазелин.

Помните, что содержащаяся в аккумуляторе кислота ядовита. Избегайте попадания на кожу и одежду, в противном случае промойте пораженный участок водой.

При проведении проверок со включенным двигателем держите волосы и свободные концы одежды подальше от ремней и шкивов.

Проверка с использованием гидрометра

Поочередно измерьте плотность электролита во всех ячейках. После каждого замера сливайте электролит обратно в ячейку, из которой он был взят.

Уровень заряда аккумулятора можно проверить гидрометром, который измеряет концентрацию кислоты в электролите.

Такой замер не дает представления о заправочной емкости аккумулятора, т.е. его способности держать заряд.

Заправочная емкость определяется количеством и размером пластин в каждой ячейке. Если пластины повреждены, емкость снижается. Плотность электролита в герметичном аккумуляторе проверить нельзя.

Индикатор состояния аккумулятора

Индикатор состояния аккумулятора измеряет напряжение в вольтах и имеет особую шкалу с цветными делениями.

В некоторых автомобилях индикатор состояния аккумулятора представляет собой обычный вольтметр, который измеряет напряжение в вольтах и имеет цветную шкалу.

При включении зажигания индикатор показывает напряжение на аккумуляторе (12В или граница между красным и зеленым делениями).

Более низкие показания свидетельствуют о том, что аккумулятор заряжается не полностью.

Если при выключенных цепях и лампах показания слишком низкие, можно говорить о том, что аккумулятор не держит заряд, т.е. быстро разряжается.

При включении двигателя индикатор измеряет его напряжение, которое медленно растет примерно до 14В или до зеленой отметки на цветной шкале.

В автомобилях с генераторами напряжение должно быть одинаковым при любой скорости двигателя, в автомобилях с динамо-машинами отмечается рост напряжения при увеличении количества оборотов.

Если индикатор показывает 12В и менее, проверьте ремень привода вентилятора (см. раздел Проверка, регулировка и замена приводных ремней) и сам генератор.

Амперметр

Амперметр показывает силу тока в аккумуляторе.

В некоторых автомобилях амперметр располагается на приборной панели. Амперметр определяет эффективность работы системы зарядки и реагирует на изменения быстрее, чем вольтметр.

Амперметр измеряет силу тока в аккумуляторе или разницу на входе и на выходе. Эти данные позволяют судить о процессе зарядки или разрядки аккумулятора.

Если система находится в хорошем состоянии, показания всегда будут высокими.

Если амперметр показывает слишком низкое или отрицательное значение, это говорит о неисправности, которую необходимо немедленно устранить. Следует отметить, что показания вольтметра в этом случае будут более расплывчатыми и менее оперативными.

Единственным недостатком амперметра является то, что он подключается к аккумулятору и генератору последовательно. Для подключения используется более толстый провод, и при возникновении неисправности в цепи существует риск повреждения генератора.

Проверка аккумулятора с помощью вольтметра

Отключите от катушки провод высокого напряжения, чтобы двигатель вращался, но не запускался.

Дайте аккумулятору нагрузку, чтобы измерить его заправочную емкость. На некоторых станциях техобслуживания используются аккумуляторные пробники, однако такую проверку можно провести с использованием обычного вольтметра.

Отключите от катушки провод высокого напряжения, чтобы двигатель не запустился. Подключите вольтметр к клеммам аккумулятора.

Измерьте напряжение на аккумуляторе и его перепад при запуске стартера.

Показания должны колебаться в районе 12-13В (или чуть более, если аккумулятор был недавно заряжен).

Попросите помощника несколько раз включить и выключить стартер и снимите показания. Если аккумулятор исправен, после запуска двигателя перепад составит не более 2В.