Главный дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин рассказал о Lada Vesta
— Перейдя на «АвтоВАЗ», вы довольно быстро показали первый концепт-кар. Вам лично хотелось как можно быстрее показать, в каком направлении будет развиваться дизайн?
— Когда ты оказываешься в новой компании на новой позиции, тебе неинтересно заниматься тем, что там и так уже существует. Ты приходишь, чтобы все кардинально изменить. Конечно, когда часть автомобилей уже находится в производстве, есть только возможность немного изменять некоторые детали. Так было, к примеру, с Lada Granta Liftback. Нам же надо было развивать собственную стратегию, искать собственный дизайн, свою ДНК и в то же время работать над дизайном автомобилей в целом. Мы не могли сказать, что вот сейчас мы сделаем Vesta, потом XRay, потом следующий автомобиль. То, что мы делаем, должно коррелироваться со всем брендом в целом. И это некий вызов. Учитывая сильнейшее давление с самого начала, мы решили показать концепт-кар — такое решение было принято совместно с командой. И мы мгновенно получили отклик, невероятную реакцию. Получилось, что восприятие шоу-кара публикой повлияло на то, как мы делаем автомобили сейчас. Оно оказало влияние на XRay, а эта модель, в свою очередь, — на Vesta.
— Сколько сейчас человек работает над созданием дизайна для «АвтоВАЗа»?
— На «АвтоВАЗе» существует две студии: одна — в Тольятти и вторая — в Москве. У меня очень маленькая и очень креативная команда в Тольятти, а еще одна команда из 12 человек работает в центре Москвы. В Тольятти у нас в штате не только дизайнеры, но и люди, которое помогают нам строить макеты, шасси и так далее, — это около 140 человек, но наше креативное «ядро» очень невелико. Так, у нас шесть дизайнеров экстерьера, еще 4–5 человек работают над интерьерами.
— Это русские или иностранцы?
— Поскольку Томас сейчас покинул команду, московской студией руководит французский дизайнер. Мне нужен был кто-то с хорошим опытом, при этом я должен был иметь возможность очень просто с ним взаимодействовать.
Еще один французский дизайнер работает со мной здесь, в Тольятти. Также есть пара специалистов, пришедших из Renault, они работают с цифровыми изображениями, есть специалист из Белоруссии. Но в основном у меня работают русские, а я просто стараюсь передать свой опыт команде.
— Сработаться получилось сразу?
— Самое главное испытание ждало команду в самом начале. Я сказал им: забудьте все, что вы знали и делали годами, мы должны думать о будущем. Мы не станем делать то, к чему вы привыкли, пора меняться, начать думать по-другому. У команды ушло некоторое время на то, чтобы проникнуться этой идеей изменений. Но за счет того, что стратегия работы появилась у нас очень рано, людям стало проще фокусироваться на задачах. Удивительно, как много креативности можно привнести в проект там образом. Дизайнеры постоянно придумывают новые ходы. Некоторые из них скрыты. Заметить, то, как они играют, можно, только если я специально на них укажу.
— Как сильно вы можете менять машины, сколько пространства для фантазии вам дается?
— В настоящее время действует множество стандартов, которые определяют, что ты можешь делать, а что нет, требований к производству. К примеру, я не могу радикально менять пропорции. Тем не менее мы решили сделать нечто совершенно отличное от других — то, чего не было ни у кого, и использовать для этого свободу и мощности целого завода.
— Это далеко не первая новая модель, которую вы запускаете за всю свою карьеру. Что вы чувствуете, это волнительный момент?
— Я чувствую себя отлично.
Вот ты работаешь на протяжении нескольких лет, все спрятано, все под грифом «совершенно секретно». И, наконец, ближе к запуску ты получаешь возможность говорить о своем проекте. Это очень здорово.
Lada наконец станет единым семейством. В будущем вы будете видеть схожие черты, отличающие все наши автомобили. У них будет свой оригинальный характер. Наши продукты будут производить сильное визуальное впечатление и выглядеть очень качественно.
— Насколько в итоге Vesta будет отличаться от шоу-кара?
— Седан Vesta сейчас находится в предпроизводственном состоянии и очень близок к своему прототипу. Но, конечно, седан и его прототип не будут одинаковы. В настоящее время мы находимся в поиске двух основополагающих стилей, чтобы расширить это семейство автомобилей и добавить к нему еще два типа кузова. Мы работаем над очень динамичным хетчбэком, а также универсалом спортивного типа. Интерьер в этих двух автомобилях будет практически такой же, как и в седане.
Хетчбэк и универсал под покровом тайны
После небольшой презентации Стив Маттин продемонстрировал макеты будущих автомобилей Lada Vesta в кузовах хетчбэк и универсал.
Фотографировать экспонаты было строго запрещено, поэтому рядовым читателям пока придется угадывать формы автомобиля, которые скрыты под покрывалом. Автомобили получились весьма интересные, с хорошими пропорциями и нетривиальными формами.
Особенно необычно и стильно выглядел макет универсала. Согласно импровизированному журналистскому голосованию прямо на месте, наибольшие баллы получил именно он.
По словам представителей компании, конкурента для универсала в настоящее время на российском рынке просто нет. Однако они признают, что машина будет для настоящих оригиналов и после запуска модели не планируют высоких продаж. Пока, по словам главы «АвтоВАЗа» Бу Андерссона, даже ему пока неизвестно, когда автомобили в кузовах седан и универсал пойдут в серию. Можно сделать вывод, что все будет зависеть от успеха седана на российском рынке и экономической ситуации в целом.
Опубликовано пользователем Valeratal