Причиной поломок динамо-машины обычно является износ угольных щеток и сердечника.
Как правило, в первую очередь изнашиваются щетки, т.к. при их уменьшении давление пружин, прижимающих их к коллектору, ослабевает.
В конечном итоге это приводит к появлению искр между щетками и коллектором (т.н. электрический пробой).
Стандартная динамо-машина
Электрические контакты динамо-машины располагаются на задней концевой пластине. Ток генерируется в сердечнике, подается через коллектор и пружинные щетки на контакты, расположенные на концевой пластине.
Пробои быстро изнашивают коллектор и нарушают целостность его поверхности. В худшем случае припой, соединяющий сегменты коллектора, тает, сила тока уменьшается и постепенно сходит на нет.
Уменьшение силы тока истощает аккумулятора, т.к. компоненты электросистемы потребляют больше тока, чем он может произвести.
Об уменьшении силы тока обычно предупреждает сигнальная лампа зажигания, которая начинает тускло мигать.
Если лампа горит постоянно, проверьте ремень привода вентилятора (см. раздел Проверка динамо-машины и измерение силы тока).
При подозрении на неисправность сердечника или щеток извлеките динамо-машину и проведите проверку.
При проверке рекомендуется плотно зафиксировать динамо-машину в тисках, чтобы не повредить ее.
Для осмотра щеток снимите концевую пластину, к которой они крепятся.
В корпусах некоторых старых динамо-машин есть прорези, через которые можно добраться до щеток. Как правило, эти прорези закрыты съемными металлическими крышками.
Детали динамо-машины обычно скрепляются двумя длинными болтами, которые проходят через весь корпус.
Головки болтов находятся на концевой пластине и имеют прорези для отвертки. Для того чтобы снять пластину, открутите болты. Возможно, вам придется постучать по пластине мягким молотком или приподнять ее отверткой с тонким лезвием.
В некоторых динамо-машинах под концевыми пластинами есть специальные выступы, позволяющие правильно их расположить. Если выступа нет, сделайте отметки на пластине и корпусе, чтобы облегчить повторную сборку.
Перед сборкой
Перед обратной сборкой тщательно очистите корпус внутри и снаружи. Используйте мягкую щетку, чтобы убрать пыль и грязь с сердечника. Очистите концевые пластины и вентиляционные отверстия.
Зачастую клемма обмотки возбуждения имеет изоляционную прокладку в том месте, где она соприкасается с концевой пластиной. Не забудьте заменить эту прокладку.
Внимательно осмотрите щетки, чтобы определить степень их износа. Щетки и подшипники динамо-машины очень похожи на аналогичные детали стартерного мотора (см. раздел Замена подшипников стартера или динамо-машины). Не забудьте взглянуть на вал сердечника. Нанесите на него немного смазки с высокой температурой плавления.
Осмотрите полюса возбуждения сердечника на наличие потертостей. Дважды проверьте подшипники и щетки. Взгляните на подшипник, расположенный на лицевой пластине. Попробуйте повращать его, удерживая сердечник в неподвижном состоянии.
Проверьте целостность обмотки. Проверьте целостность клемм гальванометром.
Если одна из клемм неисправна, придется заменить сердечник.
Как извлечь динамо-машину
Ослабьте шарнирный болт.
Отключите аккумулятор, чтобы избежать короткого замыкания.
Ослабьте шарнирный и регулировочный болты, сдвиньте динамо-машину в сторону и снимите ремень со шкива.
Извлеките регулировочный болт и приводной ремень.
Отключите провода. Помните, что выходной и полевой кабели имеют разные размеры. если это не так, промаркируйте их скотчем.
Удалите все приборы для подавления радиопомех (если они есть).
Придерживайте динамо-машину рукой, извлеките оставшийся болт, а затем вытащите ее из автомобиля.
Выходной и полевой кабели обычно имеют разные размеры.
В болтах на концевой пластине есть прорези для отвертки.
Опубликовано пользователем Valeratal