Обнаружить протечку в системе охлаждения непросто, особенно если она располагается внутри - например, протекает прокладка между цилиндрами в головке.
Составные части системы охлаждения, подлежащие проверке на наличие протечек
Проверьте заглушки, расположенные на блоке цилиндров сбоку. Проверьте прочность соединения шлангов, убедитесь, что хомуты не врезаются в них слишком сильно.
Осмотрите шланги на предмет трещин, особенно те места, где они соприкасаются с подвижными частями.
Проверьте пазы радиатора, коллектор и его трубку на предмет трещин. Кроме того, могут протекать подшипники и прокладки водяного насоса.
Проверьте корпус термостата и прокладку внутри него.
О протечке может свидетельствовать повышение температуры (определяется по температурному датчику), лужа охлаждающей жидкости под автомобилем, капли на радиаторе или ржавые разводы в двигательном отсеке.
Даже если вы не видите протечек, систему нужно регулярно проверять.
Работайте, пока двигатель еще горячий. Высокое давление в системе охлаждения будет выталкивать жидкость наружу, и вы быстро найдете проблемное место.
Как правило, протекают шланги, которые изгибаются при движении автомобиля или трутся о подвижные части. Кроме того, причиной повреждения может служить слишком тугой хомут на шланге.
То же самое касается нижних и верхних пазов радиатора.
Небольшие протечки можно устранить герметиком, который продается в специализированных магазинах и на станциях техобслуживания, однако устранение протечки радиатора лучше доверить профессионалам.
В некоторых автомобилях есть пластиковые баки для охлаждающей жидкости, протечки в которых также нельзя устранить собственными силами.
Обращайтесь с ними аккуратно. Неосторожное движение отвертки может повредить патрубок.
Внимательно осмотрите места соединения и перегибы (см. раздел Проверка шлангов и крышки радиатора).
Заглушки, закрывающие отверстия в стенке блока цилиндров, также нередко разбалтываются под действием давления или вибрации, ржавеют и начинают протекать.
Скрытые заглушки
Используйте зеркало и фонарик, чтобы обнаружить скрытые заглушки.
Используйте зеркало и фонарик, чтобы найти заглушки на задней стенке двигателя. Помните, что поперечная перегородка не позволяет осмотреть ее обычным образом.
Если при тщательной проверке вам не удалось обнаружить протечку, можно предполагать повреждение прокладки между головкой и блоком цилиндров, а также трещины на головке или блоке.
Если небольшая протечка произошла в дороге, вы можете медленно доехать до дома, немного скрутив крышку радиатора или положив спичку под вакуумный клапан на крышке, чтобы ослабить давление. Следите за показаниями температурного датчика. Если значение слишком велико, остановитесь и подождите, пока двигатель остынет.
Если вы предполагаете внутреннюю протечку, позвольте радиатору остыть, снимите крышку и поищите следы масла или пузырьков на самом радиаторе или расширительной камере.
Понюхайте жидкость при включенном двигателей. Если вы чувствуете запах выхлопных газов - значит, повреждена прокладка в головке блока цилиндров. Чтобы в этом убедиться, перед тем, как снимать головку (см. раздел Как снять головку блока цилиндров) проверьте уровень давления в системе охлаждения.
Осмотр водяного насоса
Если на насосе есть вентилятор, ослабьте ремень привода и пошатайте лопасти. Если вам это удалось, значит, износились подшипники.
Для проверки целостности подшипников насоса, снимите ремень привода (см. раздел Проверка генератора) и попробуйте подвигать лопасти вентилятора вперед и назад.
Успешная попытка сигнализирует об износе подшипников. Износ подшипников в конечном итоге приводит к повреждению водонепроницаемой перегородки и возникновению протечки. Кроме того, может протекать фланец насоса. Для устранения протечки требуется затянуть болты фланца или заменить прокладку. Если на шкиве насоса нет вентилятора, попробуйте подвигать сам шкив.
Если на шкиве насоса нет вентилятора, попробуйте подвигать сам шкив.
Изношенный или поврежденный насос необходимо заменить. Не стоит пытаться его починить, вряд ли вам удастся таким образом сэкономить.
Еще одним сигналом о протечке может служить шум, однако при холодном старте или резком ускорении скрип может быть вызван движением ремня, подшипников генератора или насосом гидроусилителя.
Самой распространенной причиной отказа водяного насоса является изношенный, поврежденный или соскальзывающий приводной ремень. Эта неполадка обычно ведет к перегреву, снижению степени заряженности аккумулятора и разрывам ремня.
Поскольку помимо насоса ремень также соединен с генератором, он должен быть правильно натянут. Так, при провисании ремень не воздействует на генератор и насос, при излишнем натяжении он может повредить подшипники с обеих сторон.
Для получения информации о проверке и регулировке ремня см. соответствующий раздел.
Опубликовано пользователем Valeratal