Проверку барабанных тормозов необходимо проводить раз в полгода, каждые 10 000 км или в соответствии с нормальным графиком техобслуживания. При осмотре обращайте особое внимание на степень износа тормозной ленты.
В щитах последних моделей предусмотрено запечатанное смотровое отверстие. В более старых автомобилях приходится снимать барабан.
Фрикционный материал крепится к колодкам с помощью заклепок или клея. При наличии заклепок колодки необходимо менять до того, как материал полностью сотрется, т.к. обнажившиеся головки могут поцарапать или полностью испортить барабан.
Цельный барабанный тормоз
Задний тормоз с цельной ступицей и барабаном. Фрикционный материал с заклепками на ведущей (задней) колодке смещается от центра в направлении вращения колеса.
Колодки с фрикционным материалом, который крепится с помощью клея, необходимо заменить, если его толщина составляет 3 мм и меньше, даже если в руководстве указано обратное.
Всегда меняйте тормозные колодки на обоих колесах одной оси, даже если одна из них износилась меньше, чем другая. Замените колодки на обоих колесах, если в одну из них попало масло или тормозная жидкость. В противном случае правильное функционирование тормозной системы не гарантируется.
Покупайте тормозные колодки известных производителей. Проследите, чтобы имя производителя на коробке было написано правильно и четко. Подделки можно отличить по незначительным опечаткам в названии.
Если вам необходимо заглянуть под кузов автомобиля (например, для того, чтобы увидеть смотровое отверстие в щите), поднимите его на домкрат и подоприте осевой подпоркой.
Разборный барабанный тормоз
Передний тормоз со съемным барабаном и ступицей. При замене фрикционного материала ступица остается на месте.
Работая с тормозами, старайтесь не вдыхать пыль из барабанов, т.к. она может содержать ядовитый асбест, используемый при производстве фрикционного материала.
Работая с задними тормозами, отключите ручной тормоз и обязательно подоприте колеса, которые стоят на земле.
При подготовке к демонтажу тормозов запаситесь бумагой и карандашами, чтобы зарисовать особо сложные схемы соединения составных частей.
К ключевым деталям относятся способ крепления тормозных колодок, место расположения пружин (так, рядом с нужным отверстием может быть еще несколько других, нерабочих отверстий), направление пружин, концы которых не всегда имеют одинаковую длину, положение фиксаторов и автоматических регуляторов, порядок следования прокладок.
Если конструкция тормозов предполагает ручную регулировку, перед началом работы ослабьте их (см. раздел Регулировка тормозов). Если тормоза регулируются автоматически, как правило, их невозможно ослабить или это не требуется.
В некоторых барабанах предусмотрены отверстия, в которое можно просунуть пару отверток, чтобы приподнять щеколду над регулировочным колесом и повернуть колесо назад.
Барабан может сниматься со ступицы или представлять с ней единое целое.
Проверка степени износа фрикционного материала на тормозных колодках
Проверьте степень износа материала, который крепится к колодкам заклепками, с помощью глубинного калибра для протекторов. Если материал поднимается над головками заклепок на 1,5 мм и менее, его необходимо заменить.
Проверьте степень износа материала, который крепится к колодкам заклепками, с помощью глубинного калибра для протекторов. Если материал поднимается над головками заклепок на 1,5 мм и менее, его необходимо заменить.
Для материала, который крепится к колодкам с помощью клея, толщина измеряется от внешней поверхности до основания.
Если толщина материала составляет 3мм и менее, замените колодки.
Демонтаж цельного барабана
Снимите центральную крышку, используя в качестве рычага отвертку.
Снимите центральную крышку с помощью отвертки. Осторожно поддевайте бока крышки, чтобы та снималась равномерно. Помните, что при перекосе крышка может сломаться.
Если вам не удается поддеть крышку отверткой, аккуратно пройдитесь по ней долотом, постукивая по нему молотком.
Если край крышки нельзя поддеть отверткой, просверлите в ней отверстие, вставьте в него саморез и снимите крышку гвоздодером. При сборке закройте образовавшееся отверстие.
Если описанные способы не работают, просто выбейте крышку долотом и молотком. Новые крышки стоят недорого.
Снимите центральную крышку, используя в качестве рычага отвертку.
Под крышкой находится гайка с пазами или плоская гайка с крышкой, которая удерживается на месте шплинтом. Выпрямите ножки шплинта и вытяните его наружу, при необходимости постучав по нему молотком.
При сборке используйте новый шплинт.
Внимательно осмотрите гайку, чтобы определить направление резьбы. Такие гайки всегда затягиваются до определенной точки, которая определяется индивидуально для каждого автомобиля. Перед сборкой прочтите руководство или обратитесь к агенту.
Если гайка очень плотная, попросите помощника нажать на тормоз, чтобы иметь возможность подцепить гайку торцевым ключом.
Удалив гайку, по возможности снимите барабан вручную. Как правило, он снимается вместе с подшипниками. Расстелите на землю тряпку, чтобы подшипники не раскатились в разные стороны.
Сняв гайку, вы сможете вытащить барабан и ступицу вручную. Расстелите на земле чистую тряпку, чтобы не потерять подшипники, которые могут вывалиться наружу при извлечении ступицы.
Если детали не поддаются, поправьте колесо и попробуйте еще раз. Не пытайтесь просунуть инструмент под закраину барабана, иначе вы можете его повредить. В особо сложных случаях вам потребуется особый съемник, который можно взять напрокат.
Кроме того, съемник ступицы можно использовать для снятия заклинившего внутреннего обода подшипника с оси. Обвяжите его хомутом, чтобы ножки съемника не скользили.
Демонтаж разборного барабана
Снимите болты или винты, удерживающие барабан в рабочем положении. Избавьтесь от тугих предохранительных винтов с помощью пуансона, сместив их в направлении, обратном направлению вывинчивания. Кроме того, вы можете использовать гайковерт.
Как правило, для крепления барабана используется один или два предохранительных винта или болта с шестиугольными головками. Извлеките их.
Кроме того, барабан может крепиться к шпильке хомутом, а может не крепиться вовсе.
Ослабив тугие предохранительные винты, извлеките их с помощью отвертки.
Для облегчения сборки поставьте отметки на шпильке и напротив отверстия, которое служит для крепления барабана.
Если колесо было отбалансировано, необходимо принимать во внимание баланс барабанного тормоза. Запомните его положение и постарайтесь повторить его при сборке, чтобы не нарушить работу всей системы.
Поставьте метку на шпильке и отверстии в барабане, чтобы иметь возможность прикрепить его должным образом.
Потяните барабан на себя, если это возможно. Если барабан застрял, постучите по краям молотком с мягкой головкой.
Не пытайтесь просунуть инструмент под закраину барабана, иначе вы можете его повредить.
Если барабан застрял, постучите по краям мягким молотком. Не стучите по закраине или щиту.
Если барабан по-прежнему не двигается с места, нанесите пропиточное масло на шпильку и место соединения барабана со ступицей. Следите за тем, чтобы масло не попало в барабан.
Кроме того, вы можете завернуть барабан в тряпки и полить кипятком, чтобы он увеличился в размерах.
Снятие тормозных колодок
Снимите спиральную прижимную пружину, удерживая штифт сзади и проворачивая крышку плоскогубцами до тех пор, пока конец штифта не упрется в выступ крышки.
Для того, чтобы снять тормозную колодку любого типа, необходимо удалить прижимные и возвратные пружины. Процесс демонтажа двойных первичных колодок немного отличается от процесса демонтажа первичной и вторичной колодок.
При разборке делайте записи и рисунки (или фотографии) всех составных частей.
Как правило, для сборки необходимо произвести все действия в обратном порядке.
Штифт, соединяющий тормозную колодку со щитом, может быть накрыт пружиной с крышкой.
Прижимная пружина может быть спиральной или хомутообразной.
Пружины располагаются поверх штифтов, которые проходят сквозь колодку и щит (по одному на каждой колодке).
Каждая спиральная пружина закрывается небольшой чашеобразной крышкой с выступом. Уплощенный конец штифта входит в выступ под углом 90 градусов.
Для того, чтобы снять крышку, необходимо захватить ее плоскогубцами и вдавить внутрь, удерживая штифт с обратной стороны щита.
Затем следует повернуть крышку так, чтобы уплощенный конец штифта вошел в выступ, и снять крышку. Для того, чтобы снять хомутообразную пружину, необходимо надавить на нее плоскогубцами и вытянуть вперед вилку, освободив ее от уплощенного конца штифта.
Удаление хомутообразной пружины
Удалите хомутообразную пружину, надавливая на нее плоскогубцами до тех пор, пока не появится возможность вытянуть вилку, освободив головку штифта. Вилка пружины удерживает в рабочем положении Т-образный штифт, который крепит тормозную колодку к щиту.
Удаление возвратных пружин
Если вам необходимо снять возвратную пружину, потяните ее за ребро прочным крюком.
В большинстве автомобилей для демонтажа колодок не требуется снимать возвратные пружины. Колодки с прикрепленными к ним пружинами можно снять со ступицы как единое целое. В некоторых автомобилях ступица очень широкая, поэтому пружины приходится отделять.
Потяните за пружину прочным крюком. Крюк можно сделать из длинного гвоздя, загнув его в сторону.
Ребро тормозной колодки
Используйте в качестве рычага отвертку, положив ее на болт в щите, чтобы приподнять колодку и извлечь ее из гнезда в цилиндре. Отделите колодку от щита.
При необходимости возьмите плоскогубцы и отвертку, чтобы направить крюк в отверстие на ребре колодки и подцепить им пружину.
На краю ступицы может быть выемка, которую необходимо развернуть в нужную сторону для облегчения доступа к отверстию.
Пружина удерживает колодку так, чтобы она входила в гнездо в цилиндре, и перед полным удалением колодки необходимо извлечь ее их этих гнезд.
Обычно для этих целей используется специальный инструмент (рожок), но если у вас его нет, можете просто приподнять колодку отверткой, положив ее на болт в щите. Кроме того, вы можете использовать плоскогубцы или самозажимной ключ.
Удаление колодок и страховка цилиндров
В тормозах с двумя ведущими колодками необходимо снять прижимные пружины, ослабить возвратные пружины, а затем поочередно вытащить колодки.
Освободив колодку от креплений, потяните ее на себя.
В тормозах со сдвоенными ведущими колодками необходимо снять пружины и поочередно извлечь колодки.
В тормозах с ведущей и вторичной колодками между этими колодками находится дополнительная пружина. Приподняв вторичную колодку над цилиндром, вы сможете снять обе колодки одновременно.
Для того, чтобы удалить возвратную пружину, необходимо ослабить ее, приподняв колодку над цилиндром.
Ведущая колодка заднего тормоза размещается над рычагом ручного тормоза и часто упирается в опорную пластину. Не выбрасывайте эту пластину, т.к .она пригодится вам при установке новых колодок.
Удалив колодки, обмотайте цилиндры веревками или резинками, чтобы избежать выпадения поршней.
Действуйте очень аккуратно, чтобы масло не попало на накладки новых колодок. При необходимости заклейте накладки скотчем. Не забудьте удалить скотч после установки барабана.
Советы по установке колодок и барабанов
Использование рожка
Инструмент, также известный как рожок, облегчает процесс извлечения колодок.
Перед установкой накладок и барабанов смахните с них пыль, т.к. она может вызвать скрип.
Будьте осторожны! В пыли может присутствовать асбест, который используется в производстве тормозной ленты и очень ядовит. По возможности используйте пылесос, чтобы избавиться от пыли.
Убедитесь в том, что при сборке тормозов все механизмы отключены и не влияют на положение барабанов.
Убедитесь, что колодки занимают центральное положение, в противном случае вы не сможете установить барабан. Примерьте барабан и отрегулируйте колодки так, чтобы он без труда вошел на место.
После установки барабана и перед регулировкой тормозов нажмите педаль тормоза, чтобы колодка притерлась к барабану.
Опубликовано пользователем Valeratal