Если вы отрегулировали тормозные колодки так, что при торможении они перемещаются на минимальное расстояние, но вам по-прежнему требуется сильно дергать рычаг ручника, возможно, трос слишком растянулся, и ему требуется регулировка.
Ручной тормоз
Ручной тормоз дает возможность снизить скорость при отказе гидравлической системы, однако в основном используется на стоянках. Он работает аналогично барабанным или дисковым тормозам, однако не входит в гидравлическую систему, и ему требуется отдельная регулировка. В некоторых автомобилях есть первичный и вторичный тросы. В рассматриваемом примере вторичный трос управляет тормозами посредством крестовины, которая крепится к первичному тросу с помощью штифта.
Существует несколько типов регуляторов, однако все они служат одной цели (укорачивание или удлинение троса).
Дисковые тормоза
Колодки дисковых тормозов, работающие от ручника, отличаются от колодок, которые входят в гидравлическую систему автомобиля. Одна регулировка позволяет устранить последствия износа и растягивания троса.
Некоторые находятся внутри корпуса автомобиля, у основания рычага ручника. Другие же располагаются под корпусом. Они быстрее загрязняются и ржавеют.
Работая под автомобилем, не забывайте устанавливать под корпус прочные подставки - например, осевые подпорки. Блокируйте колеса, которые соприкасаются с землей.
За два часа до предполагаемых работ смажьте пропиточным маслом все винты и резьбы, чтобы оно освободило заклинившие детали.
Тросовый привод тормоза
Механизм регулировки тросового привода располагается на скобе.
Также следует смазать маслом все оси и элементы проводки, которые приходят в движение при использовании ручного тормоза, т.к. они нередко заклинивают под действием пыли и ржавчины. Убедитесь в том, что тросы или стержни свободно двигаются в своих чехлах или кожухах.
Как работают другие системы
В некоторых системах ручного торможения первичный трос проходит через шкив на заднем мосту и ведет к рычагу, который управляет тормозами посредством вторичного кабеля. В этом случае регулятор троса находится непосредственно у рычага.
Существуют также системы с одним изолированным тросом (тросовым приводом тормоза), который ведет к одному из барабанов и управляет вторым посредством поперечного стержня.
Регулировка двойных тросов
Поднимите задние колеса и подоприте их осевой подпоркой. Закрепите передние колеса и отпустите ручник.
Регуляторы находятся внутри корпуса автомобиля, у нижнего конца рычага ручника. Снимите все заглушки и уплотнители.
Снимите резиновую заглушку на ручнике, чтобы получить доступ к регуляторам.
Возьмитесь за регулировочный винт гаечным ключом и ослабьте контргайку на несколько оборотов.
Резьбовой конец каждого троса оснащен одной или двумя гайками. При наличии двух гаек ухватите их ключами и разведите в разные стороны, чтобы высвободить контргайку.
Удерживайте нижний конец стержня плоскогубцами, чтобы он не вращался, или попытайтесь повернуть верхний конец отверткой, если в нем есть нужный паз.
Поверните нижнюю гайку по часовой стрелке и продвиньте вниз по резьбе, продвигая стержень вперед. Остановитесь, если рычаг ручника можно сдвинуть на 3-5 щелчков. Аналогичным образом отрегулируйте другой стержень.
Захватите плоскогубцами шестигранник троса, отрегулируйте гайку и затяните контргайку.
Тяните рычаг ручника до тех пор, пока не почувствуете легкое сопротивление, а затем попытайтесь вращать колеса. Усилия, прикладываемые для вращения каждого колеса, должны быть одинаковыми.
Если это не так, подтяните трос у соответствующего колеса. Затяните контргайки.
Убедитесь, что при отпущенном ручнике все колеса могут свободно вращаться. Если это не так, верните регуляторы в исходное положение и повторите проверку.
Регулятор винтового рукава
Поднимите задние колеса и подоприте их осевой подпоркой. Зафиксируйте передние колеса.
Регулятор находится под корпусом автомобиля, ближе к задним колесам.
Переведите рычаг ручника в нерабочее положение. Не нажимая на кнопку выключения, потяните на себя на три щелчка.
В различных моделях регуляторы могут отличаться друг от друга, однако на стержне всегда есть пара гаек, одна из которых является регулировочной, а вторая (контргайка) усиливает крепление. Ослабьте контргайку, повернув ее на три-четыре оборота.
Ослабьте контргайку и затяните гайку на регуляторе винтового рукава.
Вращайте регулировочную гайку по часовой стрелке до тех пор, пока поднятые колеса не будут поворачиваться с усилием.
Потяните ручник и убедитесь, что при выключении тормоза колеса не блокируются. Если это не так, проведите повторную регулировку. Затяните контргайку.
Регулировка тросового привода тормоза
Поднимите колеса с ручным тормозом, подоприте этот край корпуса осевой подпоркой. Зафиксируйте остальные колеса. Потяните рычаг ручника на три щелчка.
Ослабьте контргайку и продвиньте по резьбе на несколько оборотов к внешней оплетке. Продвиньте регулировочную гайку в том же направлении до упора.
Продвиньте регулировочную гайку по тросу до упора.
Попытайтесь повернуть колесо. Оно должно вращаться с усилием. Если это не так, дополнительно продвиньте регулировочную гайку.
Добившись правильного движения колеса, удерживайте регулировочную гайку одним гаечным ключом и затяните контргайку другим ключом.
Регулировка первичного и вторичного тросов
Некоторые автомобили оборудованы парой тросов, разделенных переключателем, который находится под корпусом.
В некоторых системах можно увидеть сразу три троса. Один из них ведет к рычагу ручника, а два других – к колесам. Все три троса соединены балансиром и поддаются регулировке.
Первичный трос ведет от рычага к переключателю, а вторичный - от переключателя к тормозам.
Переместите рычаг в рабочее положение на один-два щелчка. Поднимите автомобиль на домкрат и подоприте осевой подпоркой. Зафиксируйте колеса без ручного тормоза.
Ослабьте контргайки, натяните один трос так, чтобы он не провисал. Повторите процедуру для второго троса, затем затяните контргайки.
Трос балансира
В некоторых случаях регулятор балансира находится у заднего моста или на вилке, закрепленной на конце стержня или троса, рядом с тормозным щитом.
Удалите шплинт и снимите штифт, чтобы освободить вилку.
Штифт соединяет вилку с рычагом на щите. Удалите шплинт, удерживающий штифт. Снимите штифт.
Ослабьте регулировочную гайку, которая находится за вилкой штифта.
Потяните рычаг ручника до второй засечки.
Ослабьте контргайку и регулировочную гайку так, чтобы отверстия штифта сравнялись с отверстиями рычага на щите.
Затяните контргайку и закрепите штифт новым шплинтом.
Ручной тормоз с дисковыми колодками
В автомобилях с дисковыми тормозами ручной тормоз, как правило, воздействует на задние колеса, однако в некоторых случаях он предназначен для передних колес. Одна регулировка устраняет последствия растяжения троса и износа прокладок, если в системе предусмотрены отдельные прокладки, не входящие в гидравлическую систему.
Поднимите нужные колеса и подоприте их осевой подпоркой. Зафиксируйте остальные колеса. Переведите рычаг ручника в нерабочее положение.
Возьмите большой плоский гаечный ключ, ослабьте и поверните на несколько оборотов большую тонкую контргайку, которая располагается в задней части тормозного суппорта.
Возьмите плоский ключ поменьше и вращайте регулировочную гайку по часовой стрелке до упора.
Нижняя часть литого плеча рычага должна давить на заднюю часть одной колодки, при этом колесо должно вращаться с усилием.
Поверните регулировочную гайку на 1/2-3/4 оборота. Затяните большую контргайку, удерживая регулировочную гайку. Оцените результаты регулировки. Повторите регулировку для противоположного тормозного суппорта.
После регулировки затяните контргайку, удерживая регулировочную гайку в одном положении.
Опубликовано пользователем Valeratal